Глоссарий


Образование 

— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Абитуриент

— лицо, поступающее в профессиональное образовательное учреждение и представившее необходимые документы в приемную комиссию.

Активность

— способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношение к ней.

Базовая профессиональная подготовка

— термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям.

Банк вакансий

— информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Востребованность профессии на рынке труда​​

— соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

Диплом — свидетельство: 

— об окончании высшего или среднего специального учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; или
— о присвоении ученой степени.

Должность

— комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте.

Жизненное самоопределение

— это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Карьера

— субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперёд в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Конкуренция на рынке труда

— наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.

Мастерство

— высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация – (от франц. orientation – установка)

— комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа её получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учётом потребности рынка труда.

Профессиональная пригодность

— сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков.

Профессионально важные качества (ПВК)

— индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание

— идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.

Профессиональное самоопределение

— процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ её самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально- профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные склонности

— избирательная направленность человека на определённую профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности

— индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием её успешного выполнения.

Профессиональный план

— обзор профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближних и дальних целей; пути, средства и условия достижения целей; запасные варианты и пути их достижения.

Профессия

— род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

Профессия  

— ​вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определённой квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.

Рынок образовательных услуг

— система услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению.

Рынок труда (рынок рабочей силы)

— система, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Творчество

— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Трудовые ресурсы

— часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.

Трудолюбие

— черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.

Формы обучения

— дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание

— определение, построение цели. Обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Человеческие ресурсы

— население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективность труда

— показатель объёма труда, вложенного в организацию работником.​​​

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?