Глоссарий
Образование |
— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). |
Абитуриент |
— лицо, поступающее в профессиональное образовательное учреждение и представившее необходимые документы в приемную комиссию. |
Активность
|
— способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношение к ней. |
Базовая профессиональная подготовка |
— термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. |
Банк вакансий |
— информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях. |
Востребованность профессии на рынке труда |
— соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда. |
Диплом — свидетельство: |
— об окончании высшего или среднего специального учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; или |
Должность |
— комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте. |
Жизненное самоопределение |
— это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. |
Карьера
|
— субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперёд в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. |
Конкуренция на рынке труда
|
— наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его. |
Мастерство
|
— высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности. |
Профессиональная ориентация – (от франц. orientation – установка) |
— комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа её получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учётом потребности рынка труда. |
Профессиональная пригодность |
— сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков. |
Профессионально важные качества (ПВК) |
— индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. |
Профессиональное призвание |
— идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства. |
Профессиональное самоопределение |
— процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ её самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально- профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. |
Профессиональные склонности
|
— избирательная направленность человека на определённую профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею. |
Профессиональные способности |
— индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием её успешного выполнения. |
Профессиональный план |
— обзор профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближних и дальних целей; пути, средства и условия достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. |
Профессия |
— род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ. |
Профессия |
— вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определённой квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы. |
Рынок образовательных услуг |
— система услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению. |
Рынок труда (рынок рабочей силы) |
— система, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. |
Творчество |
— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. |
Трудовые ресурсы |
— часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве. |
Трудолюбие |
— черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. |
Формы обучения |
— дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат. |
Целеполагание |
— определение, построение цели. Обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда. |
Человеческие ресурсы |
— население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны. |
Эффективность труда |
— показатель объёма труда, вложенного в организацию работником. |